Не зря говорят, что «Скорая помощь» — передовая медицины, её лицо. Если человек болен и ему срочно нужна помощь, первыми рядом окажутся специалисты экстренной службы: успокоят даже одним своим присутствием, поставят диагноз, дадут дельный совет… Редко кто из нас задумывается, кто они, эти люди.
Для позвонившего в «Скорую» все начинается с набора номера, а для медиков — с приема вызова и передаче его выездной бригаде. Здесь каждые сутки дежурят два фельдшера и медсестра по приему и передаче вызовов. Именно она принимает вызов и направляет по указанному адресу одну из 2 бригад. В диспетчерскую круглосуточно поступают звонки от населения районного центра, а также из таких населенных пунктов, как Стрелецкий, Лосинское Одоевского района.
Те, кто здесь работает, в один голос утверждают: на «Скорой» спокойных дней не бывает. Если за сутки регистрируется меньше 10 вызовов, то это позволяет фельдшерам немного расслабиться, перевести дух и даже заняться своими делами: почитать специальную или художественную литературу, пообщаться с коллегами, обсудить интересный клинический случай или статью в газете. Но обычно в среднем количество вызовов доходит до 20 за сутки.
Герои этой статьи — Рустам и Исмаил Гебековы. Их семья приехала в Арсеньевский район в 1988 году. Оба брата закончили Стрикинскую школу. Ребята не думали о профессии медбрата, но совету матери поступили в Белевское медицинское училище на специальность «фельдшер». А сейчас братья Гебековы и не представляют себя в другой профессии. И, несомненно, считают свою работу очень важной и ответственной.
В Арсеньевской районной поликлинике Исмаил и Рустам Гебековы работают с 2016 года.
Фельдшер неотложной помощи Исмаил Гебеков — парень очень скромный, тактичный. Пытаясь перевести все в шутку, говорит: «Родители меня воспитали альтруистом, научили любить людей, Родину». И даже если б он этого не отметил, его отношение к людям, особенно к пациентам, чувствуется сразу, когда начинает говорить о работе.
— Посторонние видят лишь один процент нашей деятельности, а между тем здесь все не так просто. В этих стенах происходит огромная работа, начиная с приема вызова, оканчивая подготовкой аппаратуры, самоподготовкой, разбором сложных случаев. Идет постоянное совершенствование. Но этого не видно постороннему глазу, — делится Исмаил.
«Скорая» всегда на «переднем крае» борьбы за здоровье и жизнь людей. И это не пафосные слова. Часто именно фельдшеры «скорой» первыми начинают оказание медицинской помощи, и от точности их действий зависит, будет ли спасена жизнь. Это накладывает на сотрудников скорой помощи громадную ответственность. Кроме теоретических знаний, они должны уверенно владеть практическими навыками, необходимыми для предварительной диагностики и оказания экстренной медицинской помощи, включая реанимационные мероприятия. Для этого у медработника есть всё необходимое: помимо оранжевого «чемодана» с лекарствами, имеется электрокардиограф для дистанционного контроля ЭКГ, глюкометр – для определения уровня сахара в крови, пульсоксиметр — для определения насыщенности артериальной крови кислородом, дефибриллятор сердца.
– Моя профессия мне очень нравится, несмотря на все сложности и большую ответственность. Впрочем, такая ответственность лежит на всех медиках. Сегодня я и не представляю себя в другой сфере деятельности, — продолжает беседу Исмаил.
— Возникают ситуации, когда ты не понимаешь, как лучше поступить. Есть знания, но, оценивая каждый конкретный случай, сто раз подумаешь, как бы не навредить. В нашей работе практика важнее, чем высшее образование. И я не понимаю, почему сложилось такое мнение, что если хочешь посвятить себя медицине, надо обязательно окончить институт. А ведь между тем в любой больнице без среднего медицинского звена никуда и достичь излечения пациента невозможно, — подтверждая каждое слово Исмаила, включается в беседу Рустам Гебеков.
Рустам работает фельдшером много лет, 8 из них отдал реанимационной бригаде. В настоящее время трудится на скорой помощи в Арсеньевской поликлинике. Говорит, медиком стал случайно. Вообще, подумывал о военном училище, но на тот момент не удалось поступить — не прошел по здоровью.
— Мне нравится и то, что нашу работу видно сразу, только, к сожалению, бывают и такие, кто мало ее ценит.
«Скорая» — это образ жизни. Честное слово! У нас с братом другие ценности, мы по-другому воспринимаем боль людей. За столько лет, кажется, всего перевидали, что ничему уже не сможешь удивиться, но всё равно каждый вызов волнуешься, как в первый раз, — говорит Рустам.
«Кто чаще всего обращается за помощью?» — спрашиваю я. «Обращаются за помощью почти все, невзирая на возраст. Но больше всего это пожилые люди. Вызовы бывают разные, начиная от головной боли и заканчивая инсультами и инфарктами, но в большинстве случаев людей больше беспокоит повышение артериального давления. Этих вызовов гораздо больше», — объясняет Исмаил.
В работе «скорой» важна оперативность, т.е. возможность незамедлительно выехать к больному, если тому требуется экстренная помощь – то есть в течение 20 минут. Для повышения оперативности санитарные автомобили оснащены сотовыми телефонами, и теперь медсестра по приему и передаче вызовов передаёт поступивший вызов фельдшеру, находящемуся на маршруте, ещё до его возвращения в отделение. Это экономит драгоценные минуты.
— Но оперативность работы «скорой» в какой-то мере зависит и от самих сельчан, обратившихся в экстренную службу. Позвонив по «03», вы услышите ряд вопросов диспетчера. У вас может сложиться впечатление, что ответы на них затягивают время. Но это не так. Оформление вызова по установленному алгоритму занимает менее минуты. Все вопросы строго обоснованы и необходимы. Поэтому, не раздражаясь, четко ответьте на них, правильно называя повод для обращения, и предоставьте достоверную информацию об адресе вызова и номере телефона. Кладите трубку только после того, как это сделает диспетчер «скорой». Грамотный вызов поможет сократить время прибытия бригады и как можно раньше помочь человеку. С этой же целью постарайтесь встретить бригаду у ворот дома и создайте условия для её работы: обеспечьте подход к больному, изолируйте домашних животных, которые могут причинить вред медперсоналу, приготовьте документы и страховой полис. При необходимости помогите бригаде в транспортировке больного, — объясняют братья Гебековы.
— Эта профессия дала нам определённую закалку, умение мыслить и принимать решения быстро и без колебаний, а также относиться ко всему философски. То, что ты смог помочь и спас пострадавшего — это непередаваемое чувство! Вот за это мы и любим свою работу, — заканчивают разговор Исмаил и Рустам Гебековы.